Модель печи, стоящей у нас в бане я считаю одной из самых удобных, которые я встречала. Ей уже более тридцати лет, и она стоит уже в четвертой(!) бане. Сейчас она верой и правдой служит у моей мамы. Так как делали ее при мне, я знаю, как она устроена.
Сделана она из отрезка металлической трубы, длиной около полутора метров, диаметром 80-100 см, и толщиной стенок около 7-9 мм. При последней перевозке было видно, что стенки печи местами стали тоньше, ну да, будут дыры, приварим заплаты.
При изготовлении были вырезаны отверстия под дверцы топки и каменки, а сами куски металла с этих мест впоследствии были использованы в качестве этих самых дверец. В нижней части печной дверцы сваркой же прорезаны отверстия для подтока воздух, так как в конструкции печи поддувала не предусмотрено.
Итак, означенный отрезок трубы разделен на три части: в нижней части располагается топка, в средней – каменка, а в верхней части – водяной бак. Каменка от топки отделена перегородкой, состоящей из металлической крупной решетки, на которую уложены камни, а между каменкой и баком вварена сплошная металлическая пластина, имеющая форму эллипса. Благодаря этому обстоятельству, нам не надо зимой сливать из бака воду, так как лед в нем имеет клиновидную форму, и его просто приподнимает при замерзании, без угрозы разрыва бака. В этом эллипсе вырезан еще один эллипс – под металлический дымоход.
Подогнать точно все эти детали – приключение еще то, и я помню, сколько интересного сварщик сказал по этому поводу, так как помимо того, что соединения должны подходить по форме, нужна еще и их герметичность, как в плане вывода дыма, так и для того, чтоб не протекал бак. Еще одна пластина, на этот раз круглая и отрезанная с одного края по форме хорды, приварена на самом верху бака. На ней начата кладка трубы, часть оставлена открытой для доступа к воде. В нижней части бака приварена трубка, где-то на ¾ дюйма, на неё надет термостойкий армированный шланг, взятый с печки автомобиля ЗИЛ-130. С помощью его можно наливать воду в таз без ковша, просто взяв в руки шланг, за прикрученную вверху деревяшку. Даже в морозы шланг не разрывает, служит он уже достаточно давно, без трещин и повреждений.
В дымоход, где-то на уровне тридцати сантиметров от верхнего края печи, вварена вьюшка простейшей конструкции, но имеющей два положения: полностью закрытая труба или слегка приоткрытая. Металлический дымоход переходит в кирпичный, который выведен на улицу. На фото видно, что кладка дымохода слегка неправильной формы. Это связано с тем, что платформа по кирпичную трубу и вырез в потолке не совпадают по ориентации. Для того чтобы совместить их и пришлось делать небольшой сдвиг в каждом ряду кладки. Потолок в месте выреза отверстия под трубу укреплен дополнительно.
По размерам соотношение примерно таково: топка – 40 см, каменка -40 см и остальное приходится на водяной бак. Поддувала в печи нет, хотя я читала, что есть подобные модели, оборудованные этим приспособлением, взамен этого есть несколько отверстий внизу дверцы, этого вполне хватает для создания неплохой тяги.
Под печь залит фундамент, примерно метр на метр, уровень его чуть ниже уровня пола, а вокруг оставлена щель сантиметров 10 шириной, для того, чтоб теплый воздух попадал под пол, и тот был теплым. Край пола отделан асбестовым листом, чтобы не допустить нагревания и обугливания. Вокруг задней части печи сложена стенка в пол-кирпича, защищающая бревна от перегрева, её высота составляет около метра. Надо было бы её оштукатурить и побелить, но руки, увы, не доходят, да и когда думаешь про повышенную влажность, не кажется, что штукатурка продержится долго.
Может она и выглядит не очень презентабельно (печка все-таки в возрасте), зато она компактная, быстро нагревается, держит хорошо пар. Все другие печи, которые я встречала у знакомых, после этой мне кажутся неудобными и громоздкими, может, конечно, это просто привычка, но конструкция, я считаю, очень удачна.